Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект об изменении порядка формирования верхней палаты российского парламента - Совета Федерации.
Об этом заявили в пресс-службе Кремля.
Текст документа еще не опубликован.
Однако во время послания Федеральному собранию 5 ноября Дмитрий Медведев заявлял, что Совет Федерации необходимо формировать из депутатов региональных парламентов или представительных органов.
"Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта федерации", - заявил Медведев.
По мнению президента, в результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти того или иного субъекта федерации, но и непосредственно его население.
С 2000 года, в соответствии с реформой прошлого президента Владимира Путина, каждый субъект РФ имеет в Совете Федерации по два представителя - одного из них назначает губернатор, другого - законодательный орган региона.
(с)
Главная новация, привлекшая всеобщее внимание и отодвинувшая на задний план все остальные, - продление президентского срока с четырех до шести лет.
Судя по публикациям в газетах и интернете, всех в основном занимает, для себя делает это Медведев, или для кого другого.
Да какая разница?! Когда мы поймем, что институты важнее личностей, и стране нужны не хорошие начальники, а хорошие законы? Речь идет о дальнейшем укреплении режима личной власти - вот что главное!
Да, во Франции одно время президента выбирали аж на семь лет. Так Шарль де Голль никогда не скрывал своих монархических взглядов, хотя и признавал, что во второй половине XX века его идеал неосуществим. Когда разрабатывалась конституция Пятой республики, он сказал юристам: "Чтобы во Франции был король, только выборный!".
В 2000 году французы сократили президентский срок до пяти лет, пошутив при этом с галльским юмором: "Одна любовница и один президент на целых семь лет - это слишком!".
А Россия, выходит, движется в противоположном направлении?
Единственный внятный аргумент в пользу продления, который можно услышать - это что Россия, дескать, слишком большая и сложная страна, за четыре года и сделать ничего не успеешь.
А США, значит, маленькая и простая?
В 1990-е годы депутаты Госдумы, политики и комментаторы просто-таки исстрадались: плохая у нас конституция, слишком много прав у президента, надо что-то срочно с этим делать.
Зато, начиная с 2000-го, все только тем и озабочены, каких бы еще полномочий дать главе государства, и как сделать, чтобы правил он вечно.
Хочется сказать: да объявите его самодержавным царем, и не мучайтесь!
Три других инициативы направлены на демократизацию общества, с этим не поспоришь. Но уж больно они робки и половинчаты.
Президент признал несправедливым положение, при котором миллионы людей, отдающих голоса за маленькие партии, остаются вовсе без политического представительства.
Наконец-то!
Не секрет, что в конкретно-исторических условиях современной России семипроцентный барьер бьет, прежде всего, по либеральным партиям. Совершенно необязательно либералы должны быть у власти. Но страна, где их вообще нет на политической сцене - неполноценная страна.
Однако снизить барьер хотя бы до прежних пяти процентов, оказывается, "несвоевременно". Взамен Дмитрий Медведев предлагает каким-то пока непонятным образом усложнить избирательный закон, чтобы гарантировать маленьким партиям один-два думских мандата.
При пропорциональном представительстве партия, набравшая три процента голосов, получала бы в Думе 13 мест. А один депутат, не входящий ни в какую фракцию, не только повлиять ни на что не может, но и слово получить на заседании для него проблематично.
В свое время страна отказалась от выборов по мажоритарным округам, и их важнейшего преимущества - непосредственной связи депутатов с избирателями. У пропорциональной системы есть свое достоинство - более полный и точный учет всех существующих в обществе интересов и мнений. Вот и использовать бы его.
Кандидатов в губернаторы теперь, видимо, будет предлагать не кремлевская администрация, а региональные организации партий, завоевавших большинство в местных парламентах.
Таким образом, президент косвенно признал, что со сверхцентрализацией страны мы в последнее время перегнули палку.
Но почему не прямые выборы, как было до 2004 года?
Возможно, среди губернаторов станет меньше москвичей и петербуржцев, и больше представителей региональных элит. Но это шаг навстречу именно элитам, а не гражданам.
Наконец, предлагается изменить порядок формирования Совета Федерации. Опять-таки, вопрос назрел и перезрел. Особенно после 2004 года, когда были отменены прямые выборы губернаторов. Получилось, что в верхней палате заседают назначенцы назначенцев, не имеющие к избирателям даже косвенного отношения.
Предложения создать в России полноценный выборный сенат звучали не раз. Главное возражение состояло в том, что в конституции-де нельзя менять ни единой буквы. Но теперь-то в связи с изменением срока президентских полномочий в нее все равно будут вносить поправки! Вот бы и вопрос с Советом Федерации решить заодно.
Вместо этого в Совфед предполагается рекрутировать депутатов региональных парламентов.
Конечно, все лучше, чем теперь. Именно по такому принципу формируется германский бундесрат, а там вроде с демократией все в порядке. Но все ж таки хотелось бы большего.
И одновременно - слова о желании сделать Россию "демократической страной, лучшей в мире для талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан", о том, что "все больше людей рассчитывает, прежде всего, на себя" и готово жить без государственной опеки.
(с) бибиси
_________________ Sex and Violence
|