Предчувствую волну несогласия, однако форум на то и форум, чтобы обсуждать... Вот наша статейка о глобальном кризисе, как его понимают современные гуманисты.
Ни для кого не секрет, что большая часть общественных отношений в ны-нешнем капиталистическом мире так или иначе основаны на товарно-денежных связях. Конкуренция, стремление к успеху, установка на получение прибыли ста-новятся главным развивающим фактором для личности теперь вслед за западными странами и в России. Но мало кто понимает, что тяга к наживе порождает явления, гибельные и для общества в целом и для каждого его члена. Судите сами.
Нормальные человеческие потребности весьма и весьма ограничены. И, по мере того как рынок насыщается товарами и услугами, удовлетворяющими про-стейшие нужды человека, конкурентная борьба ожесточается все сильнее и силь-нее. В пределе борьба производителей за потребителя становится битвой не на жизнь, а на смерть.
Чтобы выиграть эту безумную гонку, производители выдумывают и вну-шают потребителю новые потребности, противоречащие его природе. Никотин, алкоголь, денатурированные продукты питания, печатная продукция в виде «жвачки для мозгов», компьютерные игры, развивающие не полезные навыки, а лишь нездоровую зависимость – все эти вредные штуки активно и назойливо рек-ламируются всевозможными способами. Более того. Такие явно вредоносные, да-же противозаконные явления как наркомания, насилие, ранняя и беспорядочная половая жизнь навязываются косвенно – через западные (а теперь уже и наши) фильмы, музыку, глянцевые журналы и прочие «культурные» рычаги. Косвенное внушение практически не осознается, а значит противостоять ему чрезвычайно сложно.
Зачем же нас делают больными или зависимыми? Ответ очевиден. Чтобы мы больше покупали товаров, в которых неизбежно нуждаются зависимые потре-бители. Для производителя мы с вами не люди, мы – рынок сбыта, ходячие ко-шельки. Играя на человеческих страстях, они заставляют нас покупать даже то, без чего мы спокойно можем обойтись. В развитом капиталистическом мире про-изводителей-гигантов не волнует, что кола и гамбургеры – это яд. Если яд, значит надо сделать его вкусным, чтобы он хорошо продавался. А пока яд и болезни при-носят прибыль, какая разница, что происходит с покупателями?
Неужели мы
обречены на деградацию и вымирание?
Нет! Есть и другой вариант.
Необходима переориентация человеческого развития. По-умному это на-зывается «гуманистическая трансформация». Мы можем и должны перенаправить свою жизнь (и жизнь всего общества) в новое русло. Вместо того чтобы постоянно расширять круг искусственных потребностей мы можем развивать истинно чело-веческие высшие ценности. Те, которые в корне отличают нас и от животных, и от роботов-потребителей. Это настоящая любовь и дружба, это достойная человеко-любивая цель жизни и созидательное творчество, это умение слушать и внима-тельность к окружающему, это стремление к познанию и совершенствованию себя и общества.
Хотелось бы посоветовать каждому быть самим собой, но, здесь мы риску-ем быть неверно понятыми! Этот призыв уже настолько «раскручен», что теперь им спекулируют все, кому не лень. При этом мало кто по-настоящему понимает, что это значит. Поэтому зачастую быть собой призывают те, кто вообще-то хочет от нас прямо противоположного. А если точнее, то в нас смолоду воспитывают ложные представления о том, что такое «быть самими собой». Вот мы и следуем тем стереотипам, которые выгодны товаропроизводителям и властям. Болезне-творным стереотипам.
Как же дойти до настоящего Себя, как оставаться в рамках человеческой природы? Вопрос действительно непростой. И ответ на него будет для тебя беспо-лезен, если ты
сам не решишь, что это тебе
надо, и ты готов приложить для этого
свои усилия.
Во-первых, очень важно осознать, что такое Человек с большой буквы, об-ладающий свободой и ответственностью за свою жизнь. Человек, приверженный общечеловеческим ценностям, своей духовной культуре и способный выбирать свой индивидуальный стиль поведения и реагирования. Помнить, что современная товарно-денежная цивилизация стремительно изживает себя, а нынешняя массо-вая «культура» – это главным образом антикультура, то есть дорога, ведущая в пропасть.
Во-вторых, следует каждодневно работать над собой, совершенствовать себя, упражняясь в сильных,
человечных поступках. Для этого нужно неус-танно искать в себе эту Человечность – светлое и высокое, опираться на свои внутренние убеждения, отбрасывая коросту антикультуры, предрассудков, лож-ных ценностей.
В-третьих, тот, кто желает своего гуманистического преображения, должен искать себе подобных. Объединяться с ними, распространять настоящие общече-ловеческие идеалы. Можно искать встреч с культурно и духовно развитыми людьми, учиться у них, читать книги бессмертных гениев российской и мировой литературы.
Потенциально каждый из нас – неповторимая уникальная личность. Но в конечном итоге только мы сами определяем, быть Человеком или марионеткой.
При написании статьи использовались следующие материалы:
1. Семенов С.П. Аутентизм. (Мировоззрение. Политическая идеология. Духовное учение.) Тезисы. Санкт-Петербург, Фонд Русского Искусства, 1998;
2. Семенов С.П. Системный кризис товарно-денежной цивилизации и гуманисти-ческая трансформация. Выступление на IX конференции Международной коа-лиции «За гуманизм!»,
http://forhumanism.org/?target=ru/SP2005.html.
Максим Белов
Всеволод Шамбалин
Эта штука писалась не для форума. Поэтому предчуйствую, что многим не понравицо...