Наткнулась по работе на эту статью - рыдала. Я 10 лет прожила в городе и только сейчас узнала, что там был необыкновенной красоты Кремль. Что парк, по которому я гуляла и с мальчиками зажималась - это то самое место, на коем Кремль и стоял. И дико мне что-то - почему нам, костромичам, не рассказывали о том, что было с нашим городом каких-то столет назад.
Умолкаю, предоставляю проитать статью. Хороша.
Древние стены, мастер Степан и "великий сын болгарского народа"
Георгий Осипов
...Юное поколение нередко и не без резона спрашивает: а как,
собственно, передвигались далекие наши предки? Как, к примеру, те же
Александр Невский или Дмитрий Донской ездили к ханам в Орду? Ведь
никаких, с позволения сказать, хайвеев или автобанов в те времена не
было. Рукотворных, конечно. А естественные - были. Например, река
Волга. Летом и особенно зимой, когда устанавливался прочный ледовый
путь, на этом естественном "автобане" было довольно оживленно. И
фасады, выходившие на него, обустраивались соответственно.
Фасадами прежде всего были городовые укрепления, которые в разных
местах звались по-разному: детинец, кром, кремль. Один из городов
(отнюдь, впрочем, не настаиваю на правильности этой версии) даже
получил имя в честь своих городовых башен. Само слово "башня" -
сугубо татарское ("баш" - голова). А по-русски они звались "костерами".
Отсюда, скорее всего, и пошло имя города - Кострома.
Летописи свидетельствуют, что очень многие детинцы до наших дней не
дошли. Деревянные сгорели. Каменные растаскивались "смиренными
обывателями" для бытовых нужд, как великолепный кремль Коломны. А
в большинстве волжских городов вышло так: стены исчезали, и
единственным напоминанием о былой крепости оставались высокие
валы и стоявший в их кольце кафедральный собор.
Именно так получилось и в Костроме. К началу XVIII века уже мало кто
мог в точности сказать, какими именно были стены некогда знаменитой
крепости. А старинный собор над волжской кручей остался. Но, как и
многие большие "кафедралы", он не отапливался и мог использоваться
лишь в теплое время года. А значит, нужен был "теплый" храм, и выбор
костромских отцов города пал на личность в российской архитектуре того
времени известную, талантливую и вместе весьма своенравную - на
Степана Андреевича Воротилова из Нерехты.
Яркая и бедовая жизнь "мастера Степана" (он умер от сердечного
приступа, жарко схватившись с подрядчиком из-за проекта храма Спаса
в рядах в той же Костроме) заслуживает, без сомнения, отдельной и
подробной биографии, здесь же можно сказать вполне коротко: не очень
многие архитекторы строят так, что с первого, даже не очень
умудренного, взгляда понятно - делал такой-то. Воротилова, точнее, его
колокольни, накрытые "шапочкой", очень напоминающей цветок
полевого колокольчика, не спутаешь ни с чем.
Наверное, главной колокольней его жизни была та, что возвел он в
Костромском кремле. Семидесятиметровый, многоярусный,
раскрашенный в ярко-голубой цвет столп вознесся над кремлевским
холмом. А рядом построил Воротилов "теплый" одноглавый
Богоявленский собор, и другого такого уникального сооружения в России
не было. Единственная, с большими окнами, глава собора не
открывалась внутрь храма - в ней помещалась огромная... библиотека,
попасть в которую можно было только через колокольню - от ее второго
яруса, по крыше трапезной, шел специально оборудованный пеший
переход. А с верхнего в ясную погоду были видны золотые купола
Ярославля.
Естественно, Кострома на вполне законных основаниях гордилась столь
уникальным сооружением. А в начале ХХ века ансамбль должно было
дополнить еще одно уникальное сооружение - памятник Дому
Романовых, возводившийся в честь 300-летия династии. На гигантском
пьедестале восседал царь Михаил Федорович, а вокруг на разных
уровнях должны были стоять 28 фигур исторических личностей, имевших
то или иное отношение к правящей династии. Памятник был заложен в
мае 1913 года, в высочайшем присутствии, и уже возведено было
гранитное основание грандиозного монумента. А потом...
Холодом, если не сказать - арктической стужей, повеяло из другого
кремля. Московского. Уже готовые к установке фигуры романовского
памятника были переплавлены, а на пьедестал вознесен куцый
"ильичок", присутствие коего возвещало, что рано или поздно ансамбль,
как древний Карфаген, должен был быть разрушен.
Одна очень почтенная костромичанка, не без основания слывущая
одним из лучших проводников по губернским древностям, рассказывала
мне, что в течение многих лет - уже в постсоветскую эпоху! - пыталась
добраться до архивных документов, посвященных гибели Костромского
кремля. Тщетно. Фактура проста, суха и лаконична - кремль был
полностью, до последнего кирпичика, уничтожен 8 июня 1934 года. Кто
"пробивал" решение, кто отдавал приказ - доныне неведомо.
Вполне, однако, вероятно, что самое непосредственное отношение к
уничтожению костромской святыни имел "великий сын болгарского
народа" Георгий Димитров. Извлеченный Сталиным из лейпцигского
узилища он по прибытии в СССР был "срочно" избран депутатом
Верховного Совета страны почему-то именно от Костромы. Нравом же
товарищ Димитров - особенно в отношении памятников "проклятого
прошлого" - был крут. Так крут, что даже пресловутый Каганович
выглядел на его фоне сущим ягненком. Достаточно прочесть хотя бы
никогда не засекречивавшуюся стенограмму выступления Димитрова,
посвященного "социалистической" реконструкции Москвы.
...А начинать, по мнению Димитрова, стоило с полного сноса Китай-
города. Опять-таки - до последнего кирпичика. (Вообрази-ка, нынешний
москвич: нет ни ГУМа, ни Средних торговых рядов, ни Богоявленского
монастыря, ни Зарядья, ни "Метрополя".) И все из-за того, что, по
мнению авторитетного болгарского товарища, в Москве маловато места
для многомиллионных толп пролетариев всего мира, у коих нет иного
желания, кроме как явиться в Москву на Красную площадь и пасть на
колени пред капищем "вождя". Самое жуткое, что этот бред тогда вполне
мог обернуться реальностью.
А не вышло в Москве - отчего бы не попробовать в Костроме? И на
долгие десятилетия один из красивейших волжских городов превратился
в размазанную по склонам безликую полудеревню. То, что предки, мягко
говоря, крепко погорячились, поняли даже коммунистические "отцы
города" в 1970-х годах, когда были срочно восстановлены главы и
колокольня той самой церкви Спаса в рядах, на строительстве которой
умер Воротилов.
Но о кремле по-прежнему помалкивали, и даже публиковать старые
фотографии с его изображением "не рекомендовалось". Однако времена
менялись, со свалки была извлечена колонна прежнего, "царского",
памятника Ивану Сусанину, и рано или поздно должен был прозвучать
вопрос - а не исправить ли ошибку предков? Тем более что незадолго до
взрыва ансамбль успели тщательно обмерить. И вообще, в Москве вон
храм Христа Спасителя возродили, а мы?
Должно быть реалистами, Кострома - не Москва. Тощему губернскому
бюджету никогда восстановления кремля не потянуть. И речь пока
реально идет только о том, чтобы воссоздать к грядущему юбилею
города пока одну воротиловскую колокольню. Уже открыт в Интернете
специальный сайт (
www.kostroma.net/sobor), и верят костромские
энтузиасты, что найдутся доброхоты, помогут - кто рублем, а кто
копеечкой, без которой, как известно, миллионов не бывает.
...А там, как говорится, может, дело и до романовского монумента
дойдет?
ЗЫ
кто сталкивается с архивами городскими, или выходы есть, помогите - ищу любую информацию о Памятнике в честь 300-летия Романовых в Костроме. Фото, размеры, описание материалов - все. Спасибо заранее.